Молодежная политика

Копилка для старост

Двенадцать правил хорошего руководителя
Стили поведения в конфликте
Неотъемлемые права личности
Как улучшить отношения с окружающими людьми
Как склонить людей на свою сторону?
Как организовать коллектив. Условия эффективного формирования коллектива.

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Американский психолог Кеннет Томас выделил и описал основные типы поведения людей в конфликтах: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс и сотрудничество. Большинство людей достаточно гибко используют различные поведенческие стили в зависимости от ситуации, даже не имея специальной подготовки. Однако знание особенностей основных типов поведения в конфликте, их преимуществ и ограничений важно для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом.

Избегание — стиль поведения в конфликте, при котором человек игнорирует (фактически отрицает) само наличие конфликта, считает, что разногласий нет, и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем. Другими словами, человек стремится выйти из ситуации.

Стиль эффективен в следующих ситуациях:

  • нет необходимости тратить силы и отстаивать свои права;
  • напряженность ситуации слишком велика и необходимо снять накал;
  • исход конфликта не значим;
  • невозможно решить проблему в свою пользу;
  • необходимо накопить ресурсы (время, информацию, силы).

Стиль не приемлем в близких отношениях (дружеских, любовных), так как другой партнер вынужден брать на себя всю ответственность за ситуацию, что вызывает напряжение.

Приспособление — стиль поведения в конфликте, при котором человек частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, уступает, признает требования и претензии противостоящей стороны (пренебрегая собственными интересами), «капитулирует».

Стиль эффективен :

  • когда ситуация не представляет особой важности;
  • когда больше волнуют отношения с людьми, чем случившееся;
  • когда нет возможности отстоять свои права.

Стиль не приемлем в конфликтах в системе ценностей.

Конкуренция — человек активен, настойчив в удовлетворении собственных интересов без учета потребностей других людей, не идет на уступки, не заинтересован в сотрудничестве. Для человека, демонстрирующего конкурентный тип поведения, наибольший интерес представляет результат, при этом совершенно не важно, какими останутся отношения с другими участниками конфликта.

Стиль эффективен:

  • когда человек обладает реальной властью;
  • когда людям или организации угрожает реальная опасность;
  • когда нужно принять непопулярное решение.

Стиль не применим в личных отношения, так как неизбежно вызывает отчуждение.

Компромисс — стиль поведения человека в конфликте, при котором он идет на уступки. Из общего объема требований, притязаний, интересов каждая сторона соглашается получить только часть, признавая при этом частично права другой стороны.

Стиль эффективен:

  • если обе стороны обладают одинаковой властью;
  • когда обе стороны устраивает временное решение;
  • когда нужен кратковременный выигрыш;
  • когда все другие подходы к конфликту оказались невозможны.

Стиль не приемлем в конфликтах в системе ценностей

Сотрудничество — стиль поведения в конфликте, позволяющий полностью удовлетворить интересы всех сторон. Этот стиль эффективен, поскольку обеспечивает плодотворные взаимовыгодные взаимоотношения в будущем. Однако сотрудничество требует творческих способностей и времени. Это наиболее конструктивный стиль поведения, так как подразумевает, что интересы одной стороны будут удовлетворены только в том случае, если будут удовлетворены интересы другой стороны.

Стиль эффективен:

  • если между сторонами есть тесные длительные отношения;
  • когда решение проблем важно для обеих сторон и никто не хочет полностью поступиться собственными интересами.

Стиль нецелесообразен в отношениях малознакомых людей, когда нет открытости и доверия.

Выбор собственной стратегии поведения – важный фактор в разрешении конфликта. Его обязательно нужно учитывать при поиске решения, выхода из ситуации. Знание достоинств и недостатков всех стилей поведения в конфликте позволяет осмысленно подойти к этому вопросу и сделать выбор в пользу той или иной стратегии исходя из особенностей конкретной ситуации.


САЙТЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ