.

  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов высшей квалификации, способных работать в новых экономических условиях, является научно-исследовательская работа студентов.

В университете проводится целенаправленная работа по внедрению в учебный процесс образовательных технологий, реализующих исследовательский принцип обучения, позволяющих не только повысить эффективность НИРС, но и обеспечить решение целого ряда принципиально важных для университета задач, основными из которых являются:

  • поиск новых форм участия и обучения студентов научному творчеству;
  • обеспечение активного участия студентов в научно-технических и научно-производственных конференциях;
  • активное привлечение студентов к конструкторско-технологической деятельности, рационализаторско-изобретательской работе;
  • регулярное проведение выставок студенческого научно-технического творчества;
  • содействие внедрению и широкому использованию в народном хозяйстве новейших достижений науки и техники, изобретений, рацпредложений и разработок как отдельных разработчиков, так и творческих молодежных коллективов;
  • осуществление многопрофильной подготовки специалистов при достаточно высоком уровне специальных знаний;
  • обеспечение высокого уровня фундаментальных знаний, приобретенных студентами в процессе НИР;
  • эффективная подготовка кадров высшей квалификации для собственных учебных и научных подразделений;
  • существенное снижение затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Тематика научных исследований, выполняемых студентами, определяется как тематикой госбюджетных исследований, проводимых в университете по заданиям НАН Беларуси, отраслевых министерств, а также сформированным в университете Задачником от промышленных предприятий Барановичского региона.

Формы привлечения студентов к научной работе достаточно разнообразны, но наиболее массовыми и эффективными являются:

  • выполнение лабораторных практикумов с элементами НИР, курсовых и дипломных научно-исследовательских работ;
  • участие в научно-практических межвузовских, республиканских и международных конференциях, выставках, конкурсах и олимпиадах;
  • научно-исследовательская работа во время производственного обучения;
  • научно-исследовательская деятельность в студенческих творческих объединениях.

Молодые исследователи имеют возможность презентации полученных результатов и апробации своих научных исследований путем участия в семинарах, конференциях, форумах и выставках различных уровней.

Итоги участия студентов и магистрантов университета
в XXII Республиканском конкурсе научных работ студентов

Из 81 научной работы, представленной на Конкурс, 41 получила категории:

I категория — 5 работ:

  • Водчиц Виктория Николаевна (научный руководитель А.В.Прадун);
  • Волчек Анастасия Ивановна (научный руководитель Е.И.Белая, к.пед.н., доц.);
  • Дрозд Юлия Игоревна (научный руководитель В.Н.Познякевич, к.экон.н.);
  • Нерода Юлия Павловна (научный руководитель М.В.Нерода, к.т.н., доц.);
  • Пивовар Татьяна Владимировна (научный руководитель Е.И.Пономарева, к.пед.н., доц.).

II категория – 17 работ:

  • Асмоловская Ирина Михайловна (научный руководитель Е.И.Пономарева, к.пед.н., доц.);
  • Васильева Екатерина Юрьевна (научный руководитель Е.Н.Трус);
  • Васильева Инга Юрьевна (научный руководитель Е.Н.Трус);
  • Денисова Наталья Анатольевна (научный руководитель В.И.Козел, к.пед.н., доц.);
  • Ермалович Анастасия Игоревна (научный руководитель М.Е.Маслова);
  • Журко Марина Владимировна (научный руководитель З.И.Корзун);
  • Зельманчук Анастасия Ивановна (научный руководитель А.В.Солохов, к.пед.н., доц.);
  • Карпович Ольга Викторовна (научный руководитель М.М.Хованская);
  • Копец (Карапетян) Екатерина Саргисовна (научный руководитель Е.И.Белая, к.пед.н., доц.);
  • Крупский Алексей Андреевич (научный руководитель О.Н.Людвикевич);
  • Кухарчик Виктория Юрьевна (научный руководитель Д.В.Кулакевич);
  • Сидоркевич Юлия Сергеевна (научный руководитель Н.И.Филимонова);
  • Толочинец Ирина Михайловна (научный руководитель С.И.Русан, к.т.н., доц.);
  • Труш Елена Михайловна (научный руководитель А.В.Солохов, к.пед.н., доц.);
  • Филипук Вероника Евгеньевна (научный руководитель Е.Я.Рутман-Шиндина);
  • Чиркун Татьяна Викторовна (научный руководитель Е.И.Пономарева, к.пед.н., доц.);
  • Шевчук Ирина Игоревна (научный руководитель А.В.Солохов, к.пед.н., доц.).

III категория –19 работ:

  • Аскальдович Евгений Владимирович (научный руководитель А.В.Прадун);
  • Баклажец Кирилл Николаевич (научный руководитель В.Н.Кременевская);
  • Бельмач Артем Александрович (научный руководитель И.С.Харкевич);
  • Бовкунович Марина Владимировна (научный руководитель О.И.Наранович, к.ф.-м.н., доц.);
  • Громадская Елена Владимировна (научный руководитель И.Л.Кишея);
  • Жигар Наталья Александровна (научный руководитель Н.Ф.Захарченя);
  • Жигун Марина Николаевна (научный руководитель С.В.Кондратюк);
  • Жучко Валентина Ивановна (научный руководитель И.Р.Дзик);
  • Калоша Андрей Леонидович (научный руководитель И.А.Камленок);
  • Кременевская Виктория Николаевна (научный руководитель В.А.Безуглая, к.экон.н., доц.);
  • Новикова Людмила Сергеевна (научный руководитель М.В.Аедрияшко, к.юр.н., доц.);
  • Онипченко Вячеслав Валерьевич (научный руководитель В.Э.Пискун);
  • Пицуха Ирина Сергеевна (научные руководители Е.А.Клещева, к.психол.н., И.Л.Кишея);
  • Подоровская Оксана Александровна (научный руководитель О.В.Леон);
  • Полевик Марина Генриховна (научный руководитель Н.Ф.Захарченя);
  • Протасеня Ольга Александровна (научный руководитель Н.И.Сидорович);
  • Ротарь Алеся Михайловна (научный руководитель Н.А.Королева);
  • Русакевич Диана Вячеславовна (научный руководитель О.Л.Полыко);
  • Юрковец Татьяна Васильевна (научный руководитель Н.Ф.Захарченя).

Основные количественные показатели за 2015 год приведены в табл. 1

Таблица 1. Показатели НИРС за 2015 год

Наименования показателя

Отчетный год

Численность студентов вуза, чел.

  • в том числе дневной формы обучения, чел.

5843

2576

Количество студентов, принимавших участие во всех формах НИРС во внеучебное время (каждый студент учитывается только один раз), чел.
в том числе:

  • студенты выпускного курса, чел.
  • магистранты, чел.

722


287
18

Соотношение количества студентов, участвовавших в НИРС, к общему числу студентов,
в том числе:

  • работавших по плановым бюджетным и хоздоговорным НИР и НИОКР, %
  • из них на условиях оплаты всего, %
  • работавших в СНИЛ, творческой мастерской и прочих объединениях, %
  • работавших по заданиям ГПНИ, %

28%


0,04%
0,04%
6,9%
-

Количество докладов, прочитанных студентами на научно-практических конференциях
в том числе:

  • международных;
  • республиканских;
  • иных

285


178
43
64

Количество публикаций, самостоятельно и (или) в соавторстве подготовленных студентами,
в том числе:

  • статей;
  • тезисов докладов;
  • электронных публикаций

464


78
357
29

Количество экспонатов, выполненных с участием студентов и представленных на выставках
в том числе:

  • международных;
  • республиканских;
  • иных

22


-
9
13

Количество положительных решений по заявкам на объекты промышленной собственности, полученных студентами самостоятельно или в соавторстве
в том числе:

  • Республики Беларусь;
  • за рубежом

-


-
-

Количество научно-методических мероприятий, проведенных в вузе для развития НИРС
в том числе:

  • научно-практических конференций;
  • выставок научных работ студентов;
  • иных

7


4
3
-

Количество научных работ, экспонатов, авторами которых являются студенты, ставшие победителями на конкурсах и выставках
в том числе:

  • международных;
  • республиканских;
  • иных

48


1
46
1

Количество студентов - именных стипендиатов, чел.

  • в т.ч. обладателей стипендий Президента Республики Беларусь

8

4

Численность научно-педагогических работников, руководивших НИРС во внеучебное время, чел.

  • в % от общего числа научно-педагогических работников

163

49,8%

Перечень научных объединений студентов и время консультаций с преподавателями можно найти на информационном стенде по НИР каждого факультета.