УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания комиссии
по противодействию коррупции
от 16.01.2024 № 1

План работы комиссии по противодействию коррупции
учреждения образования «Барановичский государственный университет»
на 2024 год


п/п
Наименование мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные

1.

Об итогах работы по противодействию коррупции. Утверждение плана работы комиссии по противодействию коррупции на 2024 год

январь 2024 года

ректор, юрисконсульт, члены комиссии

2.

Рассмотрение вопросов соблюдения в университете антикоррупционного законодательства и
проводимой работы по профилактике коррупции на заседаниях комиссии по противодействию коррупции, Совете университета

не реже одного раза в полугодие

ректор, проректоры, руководители структурных подразделений

3.

Размещение, актуализация содержания информации антикоррупционной направленности на сайте университета

регулярно

первый проректор, юрисконсульт, начальник отдела информационных технологий

4.

Обеспечение функционирования телефона «горячей линии»

постоянно

первый проректор, начальник учебно-методического отдела, начальник отдела документационного обеспечения

5.

Осуществление приема на работу в строгом соответствии со штатным расписанием

постоянно

начальник отдела кадров, начальник планово-экономического отдела

6.

Осуществление приема на работу работников, относящихся к государственным должностным лицам, только после подписания обязательств по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных лиц Законом РБ «О борьбе с коррупцией» от 15.07.2015 № 305-З

постоянно

начальник отдела кадров

7.

Обеспечение контроля за соблюдением исполнительской и трудовой дисциплины в целях выявления и предупреждения фактов сокрытия грубых нарушений Правил внутреннего трудового распорядка

постоянно

начальник отдела кадров, руководители структурных подразделений

8.

Проверка организации образовательного процесса (сдача зачетов и экзаменов, выполнение курсовых и дипломных работ, посещение занятий) студентами дневной и заочной формы получения образования с целью предупреждения коррупционных действий со стороны преподавательского состава

постоянно

начальник учебно-методического отдела, деканы, заведующие кафедрами

9.

Обеспечение соблюдения антикоррупционного законодательства при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, дополнительного образования детей и молодежи

постоянно

директор института повышения квалификации и переподготовки, начальник обособленного подразделения «Центр трансфера технологий»

10.

Обеспечение формирования экзаменационных комиссий с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств кандидатов

постоянно

ректор, первый проректор

11.

Обеспечение конфиденциальности материалов вступительных испытаний

июнь-август

председатель приемной комиссии

12.

Обеспечение соблюдения законодательства, регулирующего распределение (перераспределение), направление на работу выпускников

постоянно

комиссия по распределению выпускников

13.

Осуществление антикоррупционного обучения студентов

постоянно

начальник учебно-методического отдела, деканы, заведующие кафедрами, юрисконсульт

14.

Анализ результатов анкетирования среди студентов и работников по выявлению коррупционных правонарушений, условий для коррупции

февраль

ведущий специалист менеджмента качества, деканы, руководители структурных подразделений

15.

Обеспечение соблюдения законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

постоянно

проректор по воспитательной работе, отдел воспитательной работы с молодежью, юрисконсульт

16.

Доведение информации о случаях коррупционных правонарушений до коллектива работников и обучающихся

ежеквартально

ректор, проректоры,  деканы, руководители структурных подразделений

17.

Осуществление контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и средств, поступающих от приносящей доходы деятельности, использованием и обеспечением сохранности государственного имущества, проведением закупок товаров (работ, услуг), осуществлением хозяйственной деятельности

постоянно

ректор, проректор, главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела, начальник отдела снабжения

18.

Соблюдение установленного порядка предоставления жилых помещений в общежитии и государственной регистрации договоров найма жилых помещений

постоянно

проректор по воспитательной работе, начальник отдела воспитательной работы с молодежью, председатель профкома сотрудников, председатель профкома студентов, юрисконсульт

19.

Соблюдение порядка распоряжения имуществом, находящимся в оперативном управлении университета, в том числе при отчуждении, сдаче в аренду, обеспечение его сохранности, целевого и эффективного использования

постоянно

проректор, главный инженер, начальник эксплуатационно-хозяйственного отдела, главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела, юрисконсульт

20.

Принятие мер по возмещению выявленного материального ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях

постоянно

      ректор

 21.

Организация работы с обращениями граждан и юридических лиц, выполнение административных процедур в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь

постоянно

первый проректор, начальник отдела документационного обеспечения, юрисконсульт

УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания комиссии
по противодействию коррупции
от 16.01.2024 № 1

План мероприятий,
направленных на исключение (минимизацию) коррупционных рисков
учреждения образования «Барановичский государственный университет»

Наименование риска
Наименование мероприятия
Сроки
выполнения
мероприятия
Ресурсы Ответственный
исполнитель

Организационная деятельность

Нарушение установленного порядка выполнения административных процедур

Определение ответственных лиц за выполнение административных процедур

постоянно

внутренние и внешние информационные

Лица, ответственные по приказу за выполнение административных процедур

Изучение ответственными лицами законодательной базы по выполнению административных процедур

постоянно

внутренние и внешние информационные

Лица, ответственные по приказу за выполнение административных процедур

Соблюдение установленного порядка и сроков рассмотрения обращений граждан и юридических лиц

постоянно

внутренние и внешние информационные

Лица, ответственные по приказу за выполнение административных процедур

Размещение информации на стендах «Одно окно» и сайте университета

постоянно

внутренние информационные

Начальник отдела документационного обеспечения

Искажение, сокрытие или предоставление заведомо ложных сведений в отчетных документах, справках гражданам, являющихся элементом служебной деятельности

Использование системы визирования документов ответственными лицами

постоянно

внутренние информационные, внутренние материальные

Деканы факультетов, начальник отдела кадров, главный бухгалтер

Ведение системы электронного документооборота

постоянно

внутренние информационные, внутренние материальные

Начальник отдела документационного обеспечения

Нарушение работниками университета, относящимися к государственным должностным лицам, ограничений, установленных законодательством о борьбе с коррупцией

Подписание обязательств по соблюдению ограничений

при приеме на работу (переводе)

внутренние и внешние информационные

Работники отдела кадров

Ознакомление работников с законодательством о борьбе с коррупцией

постоянно

внутренние и внешние информационные, внутренние трудовые

Работники отдела кадров

Работа по разъяснению норм законодательства

постоянно

внутренние и внешние информационные, внутренние трудовые

Юрисконсульт

Прием на работу работника при отсутствии вакансии в штатном расписании

Своевременное издание приказов о внесении изменений в штатное расписание

постоянно

внутренние информационные

Начальник планово-экономического отдела

Мониторинг наличия вакантных штатных единиц

постоянно

внутренние информационные

Начальник отдела кадров

Необеспечение подписания государственными должностными лицами письменных обязательств по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией»

Формирование (актуализация) перечня должностей, относящихся к государственным должностным лицам

постоянно

внутренние и внешние информационные

Начальник отдела кадров

Использование служебных полномочий, при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо иной личной заинтересованности

Информационная открытость университета

постоянно

внутренние и внешние информационные

Ректор, проректора по направлениям деятельности

Внедрение информационных технологий во всех направлениях деятельности университета

постоянно

внутренние и внешние информационные, внутренние трудовые, внутренние и внешние финансовые

Ректор, проректора по направлениям деятельности

Разъяснение работникам о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений

постоянно

внутренние и внешние информационные

Юрисконсульт

Нарушение условий, порядка и сроков выплаты заработной платы сотрудникам (оплата рабочего времени не в полном объеме; оплата рабочего времени в случае отсутствия работника на рабочем месте; оплата рабочего времени работнику, который фактически не является работником университета и не выполняет свои должностные обязанности)

Использование средств на оплату труда в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и коллективным договором

постоянно

внутренние и внешние информационные

Главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела

Строгий контроль за трудовой и исполнительской дисциплиной

постоянно

внутренние информационные

Руководитель СП, начальник отдела кадров

Строгий контроль за сроками перечисления заработной платы работникам

постоянно

внутренние информационные

Главный бухгалтер

Образовательная деятельность

Необъективность в оценивании знаний абитуриентов на вступительных испытаниях

Комиссионный прием вступительных испытаний

в сроки проведения приёмной кампании

внутренние и внешние информационные, внутренние трудовые

Председатели предметных экзаменационных комиссий

Использование утвержденной системы оценивания знаний

в сроки проведения приёмной кампании

внутренние и внешние информационные

Председатели предметных экзаменационных комиссий, председатель апелляционной комиссии

Обеспечение открытой информации о работе приёмной комиссии, программах вступительных испытаний на стендах и официальном сайте университета

в сроки проведения приёмной кампании

внутренние информационные

Ответственные секретари приёмной комиссии

Предоставление непредусмотренных законом преимуществ при поступлении в университет

Постоянный внутренний контроль за ходом приёмной кампании

в сроки проведения приёмной кампании

внутренние и внешние информационные

Председатель приёмной комиссии, ответственные секретари приёмной комиссии

Мониторинг заключения договоров, приказов о зачислении

в сроки проведения приёмной кампании

внутренние информационные

Ответственные секретари приёмной комиссии

Разделение функций сотрудников приёмной комиссии по приему документов, ведению базы Абитуриент, заключению договоров

в сроки проведения приёмной кампании

внутренние информационные, внутренние трудовые

Ответственные секретари приёмной комиссии, деканы факультетов

Необъективная оценка учебных достижений обучающихся в ходе аттестации

Наличие и функционирование:
- рейтинговой системы оценки и промежуточного контроля учебных достижений обучающихся;
- критериев оценки учебных достижений обучающихся по учебным дисциплинам и видам учебной деятельности;
- системы независимого контроля и мониторинга за качеством педагогической деятельности преподавателей

постоянно

внутренние информационные, внутренние трудовые

Деканы факультетов, заведующие кафедрами

Использование в ходе аттестации обучающихся письменных форм контроля и информационно-коммуникационных технологий.

постоянно

внутренние информационные, внутренние материальные

Деканы факультетов, заведующие кафедрами

Необоснованное установление надбавок к стипендиям студентов; скидок со сформированной стоимости обучения, предоставляемых студентам

Распределение надбавок к стипендии студентам строго комиссией факультета в соответствии с Положением о порядке использования средств на установление надбавок к стипендии, оказание материальной поддержки и премирование обучающихся, с учетом поступивших докладных записок от декана, заведующих кафедрами и преподавателей, ответственных за научную, воспитательную и профориентационную деятельность на факультете.

в сроки работы комиссии

внутренние информационные, внутренние финансовые

Председатель стипендиальной комиссии факультета, руководитель СП

Установление скидок со сформированной стоимости обучения, предоставляемых студентам строго комиссией в соответствии с Положением  о скидках со сформированной стоимости обучения, предоставляемых студентам, обучающимся в БарГУ

в сроки работы комиссии

внутренние информационные, внутренние финансовые

Председатель комиссии

Перевод студентов на другую специальность или из другого УВО без соблюдения требований нормативно-правовых документов

Определение четких критериев требований к переводу студентов в локальных правовых актах

постоянно

внутренние и внешние информационные

Проректор по учебной работе

Контроль за соблюдением критериев перевода на этапе согласования приказа о переводе

постоянно

внутренние информационные

Проректор по учебной работе, начальник УМО, деканы факультетов

Несоблюдение установленной процедуры распределения выпускников дневной формы получения образования

Коллегиальное принятие решения о распределении выпускников

в период работы комиссии по распределению

внутренние информационные

Председатель комиссии по распределению

Доведение до сведения выпускников нормативных правовых актов, определяющих порядок распределения выпускников, получивших высшее образование, критерии рейтинга выпускников, обучающихся на бюджетной основе

в период работы комиссии по распределению

внутренние и внешние информационные

Декан факультета, специалист деканата по работе со студентами

Научно-исследовательская деятельность

Необъективная оценка выбранного проекта при проведении конкурсов научных и инновационных проектов

Организация работы экспертных научных комиссий по принципу слепого рецензирования (шифровка работ).

в период работы комиссий

внутренние информационные, внутренние трудовые

Первый проректор

Воспитательная работа

Необоснованное предоставление преимущественно комфортных мест при распределении жилых помещений в общежитиях

Четкая регламентация работы комиссии по жилищно-бытовым условиям студентов согласно Положению об общежитии и Положению о работе комиссии

постоянно

внутренние информационные

Проректор по воспитательной работе

Включение в комиссию по жилищно-бытовым вопросам студентов, представителей всех задействованных в процессе ИВР структур, в том числе общественных организаций

в сроки работы комиссии

внутренние информационные

Проректор по воспитательной работе

Использование материально-технических ресурсов (реквизиты, спортивный инвентарь, сценические костюмы, мульти, медиа оборудование, звукоусиливающая аппаратура) в личных целях

Ведение журналов движения материально-технических ценностей

постоянно

внутренние трудовые

Начальники ОКИТ, СК, ОВР

Разработка и ведение локальных документов движения материально-технических ценностей (акты выдачи, сдачи)

постоянно

внутренние трудовые

Начальники ОКИТ, СК, ОВР

Проведение внутренних инвентаризаций

в установленные сроки

внутренние информационные, внутренние трудовые

Начальники ОКИТ, СК, ОВР

Проведение годовых инвентаризаций

в установленные сроки

внутренние информационные, внутренние трудовые

Начальники ОКИТ, СК, ОВР, главный бухгалтер

Использование рекреационных объектов, объектов спортивного назначения (пункты оказания платных услуг) в целях получения личной выгоды

Ведение документации посещения объектов

постоянно

внутренние информационные, внутренние трудовые

Начальник ОКИТ, начальник СК

Организация и соблюдение пропускного режима

постоянно

внутренние трудовые, внутренние финансовые

Проректор, начальник ОКИТ, начальник СК

Организация внеплановых мероприятий с внешними участниками по согласованию с ректором университета (заключение договора об оказании услуги)

постоянно

внутренние информационные, внутренние трудовые

Начальник ОКИТ, начальник СК

Материально-техническое обеспечение

Нарушение установленного законодательными актами порядка проведения закупок и выбора поставщика

Анализ наличия товара, оборудования в университете, на складе

при проведении закупок

внутренние информационные, внутренние трудовые

Руководители СП, деканы факультетов, начальник отдела снабжения

Анализ экономической целесообразности осуществляемой закупки

при проведении закупок

внутренние информационные

Начальник отдела снабжения, начальник планово-экономического отдела

Максимальное изучение технических характеристик, свойств, показателей планируемого к закупке товара, оборудования

при проведении закупок

внутренние и внешние информационные

Руководители СП, деканы факультетов, начальник отдела снабжения

Изучение информации о поставщиках в реестре производителей (официальных представителей), в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет

при проведении закупок

внутренние и внешние информационные

Начальник отдела снабжения

Соблюдение сроков оформления заявок на закупку

при проведении закупок

внутренние информационные

Руководители СП, деканы факультетов

Предварительная проверка поставщика

при проведении закупок

внешние информационные

Начальник отдела снабжения

Повышение профессионального уровня специалистов, занимающихся вопросами закупок

постоянно

внешние информационные, внешние и внутренние финансовые

Начальник отдела снабжения

Несоблюдение порядка регистрации, учета и хранения материальных ценностей (несвоевременная постановка на регистрационный учет ТМЦ, умышленное досрочное списание материальных ценностей и расходных материалов, отсутствие регулярного контроля наличия и сохранения имущества)

Организация работы по контролю за деятельностью материально-ответственных лиц

постоянно

внутренние информационные, внутренние трудовые

Главный бухгалтер, члены комиссии по списанию ТМЦ, инвентаря и спецодежды

Проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей в установленные сроки

постоянно

внутренние информационные, внутренние трудовые

Главный бухгалтер, члены инвентаризационной комиссии, материально-ответственные лица

Нецелевое использование государственного имущества

Неукоснительное соблюдение законодательства о сдаче в аренду государственного имущества

постоянно

внутренние и внешние информационные

Юрисконсульт

Несвоевременное взыскание задолженности по арендной плате и другим платежам

Своевременное взыскание арендной платы и других платежей

постоянно

внутренние и внешние информационные

Юрисконсульт

Своевременное выставление пени за просрочку платежей по аренде и другим платежам

постоянно

внутренние информационные

Юрисконсульт

УТВЕРЖДЕНО
Приказ ректора университета
от 16.05.2023 № 239

ПОРЯДОК ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ И ЛИЦАМИ,
ПРИРАВНЕННЫМИ К НИМ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», Трудовым кодексом Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2014 № 783 «О служебной информации ограниченного распространения и информации, составляющей коммерческую тайну, методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по осуществлению антикоррупционной деятельности в целях противодействия коррупции, защиты имущественных и неимущественных интересов университета, и определяет порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов государственными должностными лицами и лицами, приравненными к ним учреждения образования «Барановичский государственный университет» (далее – университет).
  2. В Порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов государственными должностными лицами и лицами, приравненными к ним учреждения образования «Барановичский государственный университет» (далее — Порядок) используются следующие термины:
    государственное должностное лицо – работник, который постоянно или временно либо по специальному полномочию занимает в университете должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
    лицо, приравненное к государственному должностному лицу– работник, который занимает в университете должность, не связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, однако уполномочен в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
    конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе;
    близкие родственники – родители, дети, усыновленные (усыновители), удочеренные (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;
    свойственники – близкие родственники супруга (супруги);
    непосредственный руководитель должностного лица – ректор, проректоры, главный бухгалтер, руководитель обособленного (структурного) подразделения, другой руководящий работник университета, в непосредственной подчиненности которого находится должностное лицо;
    личные интересы – имущественные и неимущественные интересы;
    имущественные интересы – реальная или потенциальная имущественная выгода (получение наличных или безналичных денежных средств, начисление дивидендов по акциям и процентов по банковским счетам, увеличение стоимости имеющегося в собственности имущества, приобретение нового имущества, получение услуг имущественного характера и имущественных прав и т.п.);
    неимущественные интересы – интересы, связанные с различными нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, карьера, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др.), которые могут вытекать в том числе из семейных и иных личных (например, дружеских) отношений, участие в политической, культурной, спортивной, иной общественной деятельности;
    общая профилактика конфликта интересов – комплекс мер, направленных на недопущение возникновения конфликта интересов;
    предотвращение конфликта интересов – комплекс мер, направленных на недопущение возникновения конфликта интересов в ситуации, когда уже возникли его предпосылки;
    урегулирование конфликта интересов – комплекс мер, направленных на предупреждение или устранение его негативных последствий.
  3. Действие Порядка распространяется на относящихся к государственным должностным лицам и приравненных к государственным должностным лицам работникам университета (далее – должностные лица).
    Перечень должностей работников университета, относящихся к государственным должностным лицам и приравненным к ним лицам, утверждается приказом ректора университета.

  4. Должностные лица в целях предотвращения конфликта интересов обязаны:
    обеспечивать постоянный самоконтроль;
    руководствоваться исключительно предписаниями нормативных правовых актов и своими должностными инструкциями;
    строго соблюдать антикоррупционные и иные запреты, ограничения;
    быть объективным и беспристрастным, игнорировать любые личные выгоды, пресекать возникающие побуждения оказать кому-либо неправомерную услугу или иное незаконное предпочтение;
    обеспечивать соблюдение того, чтобы принимаемые решения не зависели от его семейных, политических, религиозных, этических или иных предпочтений;
    принимать все необходимые меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, в том числе воздержаться от личных контактов с государственными органами и иными организациями (их должностными лицами) и физическими лицами, в отношении которых должностное лицо реализует государственно-властные полномочия, управленческие, контрольные, надзорные и иные служебные функции.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

  1. Основные принципы предотвращения и урегулирования конфликта интересов:
    законности (принимаемые меры должны соответствовать требованиям законодательства);
    достаточности (принимаемые меры должны обеспечивать предотвращение или урегулирование конфликта интересов);
    минимального вмешательства в деятельность должностного лица;
    обязательности раскрытия должностным лицом информации о конфликте интересов;
    конфиденциальности информации о конфликте интересов, а также о личных интересах должностного лица;
    индивидуального рассмотрения каждой ситуации конфликта интересов;
    приоритетного применения мер общей профилактики и предотвращения конфликта интересов;
    предотвращения и урегулирования конфликта интересов с учетом вреда, который может быть причинен имущественным и неимущественным интересам университета и должностного лица, а также необходимости соблюдения баланса интересов университета и должностного лица;
    недопустимости привлечения должностного лица к ответственности в связи с раскрытием информации о конфликте интересов, если соответствующая информация была своевременно раскрыта должностным лицом, конфликт интересов предотвращен или урегулирован и не повлек причинения вреда имущественным и неимущественным интересам университета.

3. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

  1. Мерами общей профилактики конфликта интересов являются:
    всестороннее изучение деловых и нравственных качеств кандидатов на руководящие должности;
    регулярный анализ трудовых обязанностей должностных лиц в целях их уточнения и оптимизации для исключения возможности влияния личных интересов на принимаемые должностными лицами решения или совершаемые ими другие действия по работе, например, в силу наделения нескольких должностных лиц одинаковыми полномочиями по одним и тем же вопросам либо наличия у должностных лиц дискреционных полномочий (полномочий действовать по своему усмотрению), полномочий осуществлять контроль за законностью и обоснованностью своих собственных решений, решений своих непосредственных руководителей либо решений работников, которые являются близкими родственниками должностных лиц;
    ротация кадров;
    исключение совместной работы лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства, если такая работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому;
    проведение антикоррупционной образовательной и воспитательной работы с должностными лицами, направленной в том числе на распространение знаний о сущности конфликта интересов, порядке его урегулирования, последствиях непринятия мер по его предотвращению и урегулированию;
    ознакомление должностных лиц под подпись с локальными правовыми актами университета по вопросам противодействия коррупции;
    иные меры, направленные на недопущение возникновения конфликта интересов.

4. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

  1. Конфликт интересов может быть выявлен в ходе служебных разбирательств, а также из сообщений работников университета, сообщений правоохранительных, судебных, контролирующих и других государственных органов, обращений юридических и физических лиц, публикаций в средствах массовой информации, из иных источников.
  2. При рассмотрении вопроса об отнесении ситуации к конфликту интересов устанавливается:
    должностное лицо, в деятельности которого возникает конфликт интересов;
    наличие личного интереса должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников;
    наличие у должностного лица конкретных обязанностей по работе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по работе);
    факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение трудовых обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.
  3. Для установления конфликта интересов выясняется:
    в чем заключалась трудовая обязанность должностного лица;
    какое решение должностное лицо должно было принять, в принятии какого решения должно было участвовать, какое конкретно действие по работе должно было совершить;
    входило ли совершение действия в трудовые обязанности, на основании чего возникла обязанность совершения действия, принятия решения;
    в чем конкретно, т.е. в совершении каких ненадлежащих действий по работе, состоял личный интерес должностного лица, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников;
    осведомленность должностного лица о личном интересе супруга (супруги), близких родственников, свойственников;
    в чем состоял ненадлежащий характер исполнения обязанности, принятия решения, совершения действия по работе;
    могло ли должностное лицо реально повлиять на надлежащее исполнение действия (решения);
    наличие возможности удовлетворения личного интереса посредством принятия именно данного решения, исполнения данной обязанности, совершения данного действия по работе;
    была ли выполнена обязанность, принято решение, совершено действие, в чем выразился их ненадлежащий характер, связано ли ненадлежащее исполнение с личным интересом и каким образом и др.
  4.  Не образуют конфликта интересов:
    наличие личного интереса, влияние которого на выполнение трудовых обязанностей не установлено;
    гипотетическая возможность влияния личного интереса на выполнение действий по работе, когда характер или возможность такого влияния не выяснены.

5. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

  1.  Должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по работе, которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов.
    Ректор может не принять заявленный должностным лицом самоотвод и письменно обязать должностное лицо совершить соответствующие действия по работе.
  2.  Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.
  3.  Уведомление оформляется в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме. Самоотвод также оформляется в письменной форме.
  4. Должностное лицо, уведомляя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, имеет право предложить варианты разрешения или предотвращения конфликта интересов (например, самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов). Должностное лицо вправе оставить принятие решение о выборе мер в связи с возникшим конфликтом интересов на усмотрение ректора.
  5. О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного должностным лицом самоотвода его непосредственный руководитель информирует ректора.
    Непосредственный руководитель должностного лица самостоятельно не вправе принимать меры по урегулированию конфликта интересов (возможности его возникновения).
  6. Непосредственному руководителю должностного лица, которого уведомили о конфликте интересов или о возможности его возникновения, необходимо установить:  существуют ли в действительности фактические обстоятельства, явившиеся основанием предполагать наличие конфликта интересов или возможность его возникновения;
    свидетельствуют ли эти обстоятельства о наличии личного интереса у должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников, который может быть связан с совершением должностным лицом действий по работе;
    какие вредные для работы последствия могут наступить в результате конфликта интересов или в случае возможности его возникновения.

  7.  Ректор университета обязан незамедлительно принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов вне зависимости от того, поступило ли ему уведомление о конфликте интересов или о возможности его возникновения от самого должностного лица, от непосредственного руководителя должностного лица, либо стало известно из других источников (средств массовой информации, обращений граждан и др.).
  8. В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимаются следующие меры:
    вручение должностному лицу письменных рекомендаций о совершении определенных действий, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов (например, предварительное письменное согласование принимаемых решений, подготовка детального отчета о решениях, принимаемых в ситуации, которая связана с конфликтом интересов, привлечение к выполнению отдельных действий по работе иных лиц, у которых конфликт интересов или возможность его возникновения отсутствует, исключение личного приема должностным лицом того гражданина, который вовлечен в ситуацию конфликта интересов, осуществление личного приема граждан только в условиях аудиозаписи разговоров и др.);
    отстранение должностного лица от совершения действий по работе, которые вызывают или могут вызвать у должностного лица конфликт интересов (например, от принятия единоличных решений, связанных с конфликтом интересов; от подготовки и согласования (визирования) проекта документа, связанного с конфликтом интересов; от дачи индивидуальных заключений по вопросам, связанным с конфликтом интересов);
    перевод должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность (данная мера должна применяться лишь в том случае, если посредством иных, менее радикальных мер, урегулировать конфликт интересов не представляется возможным);
    поручение должностному лицу исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменение, в том числе временно, трудовых обязанностей должностного лица в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь);
    ограничение доступа должностного лица к конкретной информации, которая затрагивает личные интересы должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников;
    иные меры, предусмотренные актами законодательства.
    Может одновременно приниматься несколько мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также отменяться одни и применяться другие меры в зависимости от возможности разрешить конфликт интересов или предотвратить его возникновение с помощью тех или иных мер.
  9. При принятии решения о выборе способа предотвращения или урегулирования конфликта интересов в каждой конкретной ситуации учитываются:
    степень возможного влияния личного интереса на решения и иные действия должностного лица по работе;
    наличие у должностного лица реальной возможности повлиять на конкретное решение, связанное с его личным интересом;
    характер последствий, которые могут наступить для университета при непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
  10. При выборе конкретного способа предотвращения или урегулирования конфликта интересов преимущество отдается такому способу, который наименьшим образом затрагивает законные интересы университета и должностного лица.
  11. Если конфликт интересов является незначительным и не способен повлечь какие-либо негативные последствия для университета, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов могут не приниматься.

САЙТЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ